Домой Турция Сведения о арине родионовне. Из родословной арины родионовны. Пушкин не попрощался

Сведения о арине родионовне. Из родословной арины родионовны. Пушкин не попрощался

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны - няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы - потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А. С. Пушкина к своему другу П. А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву „Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости“, вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви , может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым , а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу - Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина - дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым . В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А. С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком - любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А. С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей - неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А. С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А. С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А. С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Арина Родионовна. Портрет неизвестного художника. / Public Domain

21 апреля 1758 года в семье крепостного Родиона Яковлева родилась дочь Ирина, которой суждено было стать няней «солнца русской поэзии».

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…

Если самой известной няней на Западе является Мэри Поппинс, персонаж вымышленный, то на постсоветском пространстве главной няней всех времён стал вполне реальный человек — няняАлександра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна.
О её действительном влиянии на творчество главного поэта России пушкинисты спорят по сей день, но несомненно одно — образ Арины Родионовны стал неотъемлемой частью русской культуры.

О месте рождения Арины Родионовны также существуют разные мнения. Запись, найденная в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, свидетельствует, что няня Пушкина родилась 10 апреля (21 апреля по новому стилю) 1758 года в селе Воскресенском, в семье крепостных крестьянРодиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. При рождении девочку назвали Ириной, или Ириньей, однако в истории сохранилась принятая тогда разговорная форма имени — Арина.

Что касается двойного названия села, где родилась Арина Родионовна, то до 1718 года оно называлось Суйда, а новое название за ним закрепилось после возведения в нём церкви Воскресения Христова.

Родители Арины числились крепостными подпоручика лейб-гвардии Семёновского полкаграфа Фёдора Алексеевича Апраксина. Когда девочке был год, село вместе с крестьянами было продано генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу — прадеду Пушкина, тому саму «арапу Петра Великого».

У родителей Арины было семеро детей, жили они бедно. И без того нелёгкая жизнь стала совсем тяжёлой после того, как в 1768 году умер глава семьи Родион Яковлев.

Работать в помещичьей усадьбе Арина стала ещё совсем молодой девушкой, за много лет до рождения своего знаменитого воспитанника. Рекомендовал её господам роднойбрат Симеон, ранее взятый на работу кучером.

Помимо работы в усадьбе, Арина занималась рукоделием, что было очень распространено среди крепостных девушек той эпохи. Сама она была прекрасной мастерицей-рукодельницей, что позже отмечал и Александр Пушкин.

По меркам того времени Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно, в 23 года, за крепостного Фёдора Матвеева. Свадьбу готовили спешно — Абрам Петрович Ганнибал к тому времени был совсем плох, а после его смерти имущество предполагалось разделить между сыновьями, в результате чего жених и невеста могли быть разлучены навсегда.

После брака Арина Родионовна переехала к мужу и после смерти Абрама Ганнибала стала крепостной Осипа Абрамовича Ганнибала, деда Пушкина.

В браке с Фёдором Матвеевым у Арины Родионовны родились четверо детей, однако семейная жизнь не сложилась. Муж пил и в конечном счёте умер от пьянства в 1801 году. В семье не было даже скотины, поэтому главной кормилицей мужа и детей стала Арина Родионовна, в 1792 году взятая бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни дляплемянника Алексея, сына брата Михаила.

Няней Мария Алексеевна осталась очень довольна — настолько, что через три года Арине Родионовне была подарена отдельная изба.

Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных —Ольги, Александра и Льва. Пушкинисты, называющие няню по фамилии отца «Ариной Яковлевой», отмечают, что одновременно в доме Пушкиных служила и другая няня, Ульяна Яковлева, не являвшаяся родственницей Арины Родионовны.

Интересный момент: по мнению исследователей, непосредственные, классические обязанности няни Арина Родионовна выполняла в отношении Ольги и Льва, в то время как попечение над маленьким Сашей было поручено Ульяне Яковлевой.

Однако Ульяну Пушкин всегда именовал «нянькой» и особенно тёплых чувств к ней не питал, в отличие от Арины Родионовны. Будущего поэта завораживали сказки и колыбельные Арины Родионовны, которые она рассказывала и пела значительно лучше коллеги.

Семейство Ганнибалов несколько раз продавало принадлежавшие им земли, однако Арина Родионовна к тому времени была приписана не к деревням, а к господам, поэтому данные сделки на её судьбу никак не повлияли.

Арина Родионовна прожила с Сашей Пушкиным под одной крышей практически до момента его поступления в Лицей в 1811 году. На творческую натуру мальчика она повлияла очень сильно — в письмах Пушкин часто именовал её «мамушкой».

После того, как её воспитанники выросли, Арина Родионовна проживала вместе с господами в Псковской губернии. В 1818 году умерла бабушка Пушкина Мария Ганнибал, и после её кончины Арина Родионовна жила у Пушкиных в Петербурге, летом вместе с ними возвращаясь на Псковщину, в село Михайловское.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Известные всем строки про няню и кружку Пушкин написал в 1825 году в Михайловском, где находился в ссылке с 1824 по 1826 годы. Арина Родионовна фактически разделила ссылку с повзрослевшим воспитанником, став для него в это время самым близким человеком и вдохновителем.
Пушкин заново открывал для себя услышанные в детстве сказки, старательно записывал их, и впоследствии они становились основой для его произведений.

Появился в произведениях поэта и образ самой няни — Арина Родионовна была прообразом няни Татьяны из «Евгения Онегина», прототипом мамки Ксении из «Бориса Годунова» и сразу нескольких женских образов из «Арапа Петра Великого».

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Русский поэт Николай Языков, гостивший у Пушкина в Михайловском и лично знавший Арину Родионовну, называл её «веселой собутыльницей». Так что строчки о кружке в стихотворении Пушкина появились неспроста. Впрочем, вряд ли Арина Родионовна злоупотребляла алкоголем, в противном случае о многолетней безупречной службе няней не могло бы быть и речи.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужемНиколаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.

Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги, Николай Павлищев.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, а к захоронениям людей такого низкого статуса внимания не проявляли. Когда в 1830 году спохватившийся Пушкин с друзьями пытался найти могилу своей «мамушки», то потерпел неудачу. Лишь столетие спустя исследователи смогли установить, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, однако могила её утрачена навсегда.

В 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска в память об Арине Родионовне. Текст на ней гласит:

«На этом кладбище похоронена Арина Родионовна
няня А. С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Образ Арины Родионовны - крестьянки, воспитавшей «солнце русской поэзии», вобрал в себя немало легенд. Так кем же она была на самом деле, и почему знаменитый воспитанник так и не побывал на ее могиле?

1. Достоверно - только отчество

Когда у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь, ее окрестили Ириной.

Арина - «домашнее» имя, которое она получила в семье Пушкиных.
До сих пор спорят о фамилии няни. Одни называют ее Яковлевой, другие - Родионовой, третьи - Матвеевой (по фамилии ее мужа).
Поскольку Арина Родионовна всю жизнь была крепостной, она легко обходилась без фамилии. И в истории так и осталась - с именем и отчеством.

2. Выглядела совсем не так, как на портретах



Самое известное изображение няни Пушкина - «Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника»
Дошедшие до нас изображения няни Пушкина были сделаны уже после ее смерти и мало похожи на скупые словесные описания женщины. Так, самый известный ее портрет едва ли похож на человека из воспоминаний Марии Осиповой, современницы Пушкина: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая».
Иной образ запечатлен на горельефе Арины Родионовны, при загадочных обстоятельствах оказавшимся у Максима Горького в 1911 году. Предполагают также, что один из набросков Пушкина на полях рукописи стихотворения «Предчувствие» может быть изображением няни в молодости и в старости. Но достоверно утверждать это также нельзя.



Рисунок А.С. Пушкина (1828 год)

3. Была не главной воспитательницей в жизни Пушкина

До двухлетнего возраста за маленьким Александром присматривала Ульяна Яковлева. Она была его кормилицей и первой няней.
Арина Родионовна сначала приглядывала за его старшей сестрой Ольгой, а затем и за младшими детьми, став «общей няней». Однако Ульяна оставалась при Пушкине до 1811 года.
Кроме того, по традиции того времени, после 5 лет к дворянским мальчикам приставляли «дядьку», которому полагалось привносить в их воспитание мужской элемент. Для Александра Пушкина таким воспитателем, камердинером, а затем и дворецким стал Никита Козлов. Он служил поэту до и после окончания тем лицея - и до самой смерти. Именно он привез раненого Пушкина с роковой дуэли и позже нес гроб поэта.

4. Поэт оценил нянины сказки только в ссылке

Легенда о том, что Арина Родионовна сыграла главную роль в творческомстановлении юного Пушкина, «напитав» его с детства народным фольклором, появилась уже после смерти поэта. Особую популярность эта история приобрела в советское время.
Нянины сказки литератор по достоинству оценил лишь в ссылке, когда прожил вместе с Ариной Родионовной два года в Михайловском (1824-1826). И, судя по письму поэта к брату, ранее они не оказывали на него никакого влияния: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

5. Не всякая старушка в стихах поэта — Арина Родионовна

Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Татьяны Лариной («Евгений Онегин»).
Поэт посвятил своей няне несколько стихотворений. Однако далеко не все пожилые женщины в поэзии Пушкина «срисованы» с Арины Родионовны. У няни имелся серьезный «конкурент» в лице бабушки поэта по материнской линии, Марьи Ганнибал.
Так, в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно видят посвящение няне из-за строк о старушке «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», которая качала детскую колыбель. Многие забывают следующие строки о «дорогих французских духах и жемчугах на груди». Эти строки посвящены любимой бабушке поэта.

6. Была музой не только для Пушкина

Александр Пушкин написал о няне несколько стихотворений. Но вдохновляла она не только «солнце русской поэзии».
Благодаря ее рассказам у нас есть «Сказка о царе Берендее» Василия Жуковского. А поэт Николай Языков посвятил Арине Родионовне два стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» (1827) и «На смерть няни А. С. Пушкина» (1830).

7. Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле

Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся.
Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку - в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог.
Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам. Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Новое на сайте

>

Самое популярное