Домой Канада Рэпперы о рэпе. Dime. И все таки, зачем тогда нужен клип

Рэпперы о рэпе. Dime. И все таки, зачем тогда нужен клип

Dime: "В этом году мы наэкспериментировались: и Pudra выпустили, и Kunteynir. Не знаю, кто еще мог бы выпустить такое. Это не бахвальство, но я действительно не знаю. Главное, чтобы сделано было профессионально."

?xml:namespace>

Dime: О времени и о себе

Памятуя о гастрономическом антураже предыдущих интервью, при выходе из станции метро "Перово" предусмотрительно обзавожусь тортом. Через несколько минут сажусь в машину Дайма, и мы едем в офис Rap Recordz . Звучит радио JAZZ , за окном темный зимний вечер, потом в офисе горячий чай, словом собраться и толком поговорить удается не сразу. А спросить хочется о многом: Rap Recordz для меня загадочная субстанция. Уложить в рамки какого бы ни было принципа компанию, выпускающую то откровенный волжский жопотряс, то подземных московских травяных "котов", а то и вовсе инструментальную музыку, никак не получается. К удивлению, оказалось, что принципа-то и нет. К еще большему удивлению, обнаружилось, что, может быть, это и хорошо.

(Только собрался спросить что-то серьезное, как Саша "Мэд" (помощник Дайма) решил помочь)

Мэд: Давай, Дайм, фристайл на диктофон.

Я не умею, – смеется Дайм.

Дима, ты – и CEO лейбла, и управляющий фитнес-клуба, и рэппер. Не тяжело совмещать?

Тяжело. Очень тяжело. Но получается. Потому что… Ну не знаю. Не все, конечно, успеваю…

Зачем так много обязанностей?

Хочется заниматься вещами и для души, и для дохода.

Такое совмещение не вредит тебе как артисту?

Безумно вредит. Это мне давно понятно. Два-три года как. Вся повседневная деятельность лейбла, всякие вопросы: как продать, как все успеть, мешают очень сильно. Лучше, конечно, прийти с работы часов в шесть, включить музыку и писать тексты. Это приятнее, чем не иметь времени на творчество или урывать его.

Получается урывать?

Да, сейчас уже получается, слава Богу.

В этом есть потребность?

Хочется записать альбом и выпустить его, он уже почти готов. Понимаешь, было сделано много ошибок, из-за которых тот альбом Nonamerz ("Не эгоисты" ) так и остался единственным на сегодняшний момент.

Что за ошибки такие?

Я, например, считаю, что напрасно поддался уговорам и стал писать DA BOMB , вместо того, чтобы на те же минуса писать новый альбом Nonamerz , который был бы более целостным, нежели первый, который был все-таки больше сборникомнаших ранних вещей.

И кто же тебя уговаривал?

Слушай, так не хочется все это ворошить. Там такая ситуация была: когда мы дописали Nonamerz , и выпустили его одновременно с ЮГами и D .O .B ., то есть нормально так рубанули, пошла хорошая отдача: концерты и прочее. Стали выплывать люди, которые раньше тоже этим занимались, но уже отошли от дел. И вот на этой волне: давайте что-нибудь сделаем, давайте что-нибудь сделаем, очень хочется, очень хочется. Ну и стали делать. Тоже еще та свистопляска была: Андрей (второй участник Nonamerz ) делал биты, или Кит ("ЮГ") подгонял, мы рожали идеи, а потом пытались загнать людей в студию. Зачем, спрашивается? Могли бы спокойно их реализовывать на двоих. Например, трек "Друзья" с альбома DA BOMB , где только мы вдвоем с Андреем, получился таким, потому что мы так никого и не дождались. В общем, все это было натужно. Я считаю, что ошибся, согласившись на этот проект.

Ты слышал новый альбом DA BOMB ?

Нет еще. Отдельные вещи какие-то. Но, предваряя твой вопрос, скажу так: в нашем альбоме ничего не будет, посвященного им, это неинтересно. А у них, кажется, весь альбом будет пронизан отношением к нам. Приятно ощущать себя двигательной силой чужого альбома.

А то, что они говорят, что мы первые начали треком "Никаких проблем", так он был записан месяца через два после их песни "Все идет по плану", где были наезды на нас.

Хорошо, давай оставим эту тему. Вопрос такой ты понимаешь, что сейчас есть достаточно большой круг любителей рэпа, которые совсем не знают группу Nonamerz ?

Вполне понимаю. Но у нас же ничего не работает по стандартной мировой схеме клип-сингл-клип-альбом. Клипы той же Касты снимаются для того, чтобы напоминать поколению MTV , что вот есть такая группа, а не в преддверии выхода альбома. Даже если бы мы тогда выпустили альбом, а потом другой, все равно нужно было бы заново выходить на телевидение. Сейчас мы этим займемся.

На какую песню будет клип?

Наверно, на "Фото" или "Фотографии", мы пока и не знаем точно, как будем ее называть, c битом Gustavo . С нормальным бюджетом.

Что значит "нормальный"?

Пятизначный.

(Начинаю прикидывать в уме, Дайм, заметив отблески арифметического процесса на лице, хохочет).

От 10000 до 99000 получается.

Ну, вот видишь, всегда есть простор для отмазок. Зачем клип снимаете?

Такая тешилка для самолюбия.

Пятизначная?

Ну, я бы не стал вкладываться, если бы не знал, что это отобьётся. Я здесь общался с людьми, на Украину съездил, посмотрел, как альбомы с клипами выпускают. Все это суммы вполне реальные.

У тебя бывает внутреннее противоречие между продюсером и слушателем? Т.е. нравится музыка, но понимаешь, что выпускать ее невыгодно?

Я достаточно лояльно к этому отношусь. Ты понимаешь, нам сложно попасть на много денег, потому что ни громадных рекламных бюджетов, ни чего-то подобного у нас нет. Бывало, конечно, что я отдавал обещанные деньги артисту и уходил в минус, но все это по сути смешные суммы. Мне, наоборот, интересно экспериментировать. В этом году мы наэкспериментировались: и Pudra выпустили, и Kunteynir . Не знаю, кто еще мог бы выпустить такое. Это не бахвальство, но я действительно не знаю. Главное, чтобы сделано было профессионально. Я, например, не понимаю "Пудру", но сделана-то она качественно.

Хорошо, а "Дэ из 13" (сольник участника группы 13 B Side Clique ) – это что, качественно?

Ну, один из слабых релизов, соглашусь, но тоже имеет место быть, там хороший уровень. Группа его хорошая, он тоже местами хорош, продакшн там нормальный. Есть, конечно, ряд недоведенных до ума мест. Но не хуже, например, WHITE NIGGAZ . Наверно, я много свободы исполнителям даю, не ввожу цензуру.

Почему это?

Я хочу, чтобы как можно больше людей умело заниматься этим "от и до". Пусть он первый раз ошибется, во второй так уже не сделает. Пусть ему станет самому понятно, что он сделал не так. Может, это ошибочно, но я считаю, что первый блин вполне может быть комом. Абстрактным, впрочем, комом, я не считаю, что тот же Дэ – провальный проект. Имеет место быть.

Нет такой проблемы, что у лейбла нет лица? Т.е. вдруг человек больше не купит диск со знаком Rap Recordz , после того как послушает "Пудру"?

Ну, а что, по-твоему, лейбл с лицом?

Rap-A-Lot.

Rap -A -Lot выпускал как безумно скоростной баунс Do Or Die , так и Ganksta NIP , который орал, что у него шесть ног и две оторвали, а лицом лейбла оставался мелодичный Scarface . Я как раз хотел избегать того, чтобы Rap Recordz считали каким-то мега-андеграунд лейблом, чтобы были только артисты вроде Злого Духа. Так через пару лет можно дождаться вопроса: "Ребята, вы вообще развиваться собираетесь?" Мне интересно разнообразие.

Как по-твоему, не мало ли в России рэп-групп, которые могли бы быть интересными кому-то, кроме рэпперов?

Это проблема не групп, а хилости промоушна самого стиля. В начале девяностых молодой шансон, будучи дворовой музыкой, за счет работы двух лейблов, сарафанного промо и появления тематического радио стал самым востребованным стилем в стране. Не все так просто, конечно. Но только появление радиостанции, посвященной рэпу и r ’n ’b увеличит продажи в n -нные разы. Ходят слухи, что что-то такое готовится, но пока нет ничего конкретного. В принципе даже одна программа Севы (Панда из "Da Budz ") имела огромное влияние на популярность.

Когда ждать альбома и клипа?

До мая точно.

Глупый вопрос: ты хочешь стать очень популярным артистом?

Нет, не хочу абсолютно. Я не хочу активно ездить на гастроли - это перестало быть интересным. Я просто хочу записать альбом и без стыда поставить его на полку.

И все таки, зачем тогда нужен клип?

Я же говорил уже. Чтобы донести альбом до большего количества слушателей. Это раз. А потом это пробный шаг, после его я пойму, есть ли смысл тратить деньги на клипы других артистов лейбла. Если я сейчас сниму хороший клип и его не возьмут в ротацию, то буду думать, есть ли смысл выходить на мейджор -уровень с другими. Во-первых, себе я больше доверяю, во-вторых, если будет провал, то это будет только мой провал.

Кому бы из своей команды ты снял клип, если все получится?

Району Моей Мечты, YG , На Грани.

Это костяк лейбла сейчас?

Да. Потом есть много мыслей по поводу Типичного Ритма. Там получается что-то невероятное, выходящее за рамки рэпа. Это можно позиционировать без всякой связи с хип-хопом. Очень самобытный материал. Если сейчас есть такие группы как 5’Nizza и Уматурман, то может быть и Типичный Ритм. По материалу, на мой взгляд, он им не уступает.

Если ничего не произойдет и клип пройдет незамеченным?

Все равно же от года к году я вижу динамику продаж. Меньше двух тысяч дисков ничего не продается. Это уровень самых нераскрученных артистов нашего лейбла.

Кто ходит у вас в хэдлайнерах?

Карандаш, Злой Дух, РММ, YG второй альбом очень хорошо продавался.

Как у вас обстоят дела с концертами?

Я не считаю, что лейбл должен очень плотно заниматься гастролями своих артистов. Есть специальные люди – промоутеры, они и должны этим заниматься. Иногда, конечно, нужно делать какие-то акции, но, скорее, для пиара. На маленькие вещи самому размениваться не хочется.

Кто у вас активнее всего разъезжает?

Как ни странно, Nonamerz . По старой памяти, видимо, зовут. Причем, за нормальные деньги. Были в Екатеринбурге, сейчас, может поедем в Сыктывкар и Северодвинск, если у Андрея получится, он сейчас много преподает. Часто отказываемся, потому что времени мало. Мы с Андреем решили, что нам интересно ездить туда, где мы еще не были. Сразу просим отвезти нас куда-нибудь к историческим местам. Понятно, что в здравом уме я не поеду куда-нибудь в глубинку специально, а тут приятное с полезным…

Тебя не раздражает вопиющий непрофессионализм большинства представителей отечественного рэпа?

Я смотрю на это спокойно, по-буддистски. На моих глазах прошло столько всего, что возмущаться сейчас не хочется. Прогресс налицо, если пять лет назад приличные биты в Москве делало пять человек, то сейчас нормальных битмейкеров на порядок больше. Впрочем, и говна на порядок больше сейчас.

Этот год ударный на релизы: Смоки Мо, Карандаш, Хамиль, Krec . Что можешь выделить?

Хамиля я не слышал, хотя очень хочу. Все остальные очень интересны, но ничего вехового я всё-таки не увидел. Может, я просто перестал удивляться. Вот "Громче воды..." был действительно первым цельным альбомом. А сейчас нужно прыгать выше головы, чтобы удивлять.

Ты можешь как-то обозначить стиль своей группы? Мне-то всегда это было сложно сделать, ничего, кроме "ну такая, мелодичная", не получалось.

В этом-то наш гигантский плюс. Например, с ЮГами как? Карандаш четко сказал "социально-политические". Они, когда начинали писать такой рэп, сами вешали на себя ярлык, теперь от них ничего другого не ждут. В отношении к нам никто не может толком дать определение Nonamerz . Единственно, что могут сказать, - музыка хорошая.

О чем будет альбом?

О себе. Есть такой писательский подход: хочешь, чтобы было честно – пиши о себе. Там мы с Андреем, какие есть, со всеми минусами-плюсами. Личный альбом.

Есть планы на следующий?

Возможно, это будет наш последний альбом.

На данный момент мы так считаем. Может, будет какой-нибудь альбом фичерингов и неизданных вещей, но номерных альбомов, видимо, больше не будет.

Это связано с какими-то разногласиями в группе?

Слушай, мы – самая неконфликтная группа. Я даже не знаю, как мы можем поссориться. Допишем, увидим. Идей пока никаких нет.

Давай поподробнее.

Смотри, идеи не должны быть высосаны из пальца, а такое у нас раньше было. Не надо записывать только ради записи. Мы вполне можем записать еще альбом, но планов таких сейчас нет. И хорошо, что так, потому что мы максимально самореализовываемся на этот LP , нет мысли оставить что-то на потом.

Расскажи немного про Андрея, он очень непубличный человек.

Надо было его пригласить, кстати. Он недавно защитил кандидатскую диссертацию, сейчас много преподает философию. К тому же он спокойно относится к материальным благам, он не в гонке за деньгами. Читает книжки, занимается тем, что ему интересно. При этом не выпал из рэпа. Хорошая позиция.

Что-нибудь расскажи напоследок из интересного, произошедшего с группой в последнее время.

Тут на нас каким-то образом вышел испанский лейбл, готовят компиляцию рэпперов разных стран. Nonamerz будут представлять там Россию.


заставил меня задуматься над полярностью, существующей сегодня в русском хип-хопе. Сначала о сути обсуждения: речь зашла о наболевшем, о тиражах и гонорарах русских рэпперов. В качестве необходимой для дальнейшего разговора информации приведу статистику: усреднённая цифра продаж хорошего рэп-альбома равна двум-четырём тысячам компакт дисков, а средний по качеству проект или же дебютный проект без имени редко переваливает за тысячу копий. При цене лицензии (читай, отчислений в пользу выпускающей компании) с компакт-диска равной 0,5-0,8 доллара (при дигипаке до 1,3 , но это связано и с большими вложениями в печать и нежеланием крупных дистрибуций работать с этим форматом, что уменьшает тираж), несложно подсчитать валовую прибыль подобных проектов. Несомненно, смехотворные цифры для многомиллионной страны, но таковы сегодняшние реалии. Связано это, конечно же, с недостаточными вложениями. Закон для всех рынков один: получить хорошие дивиденды можно лишь с хороших вложений. Причём последнее отнюдь не гарантирует какой-либо значительный успех. Однако оставим фантазии о временах, когда артистам и лейблам будут давать непогашаемые кредиты и вернёмся к вышеописанной ситуации. Почему наши позиции я назвал полярными? Начнём с меня.


Я уже писал ниже, что в своё время возможность заниматься лейблом была воспринята мною на «ура» в первую очередь из-за того, что я сам мог обеспечить себе релиз собственного проекта. В то время, напомню, этих возможностей не было вовсе, дистрибуторы хоть и слышали о таком стиле, но экспериментировать с новыми для них названиями, не похожими на слово «ДеЦл » они не торопились. Поэтому даже выпуск минимальных тиражей воспринимался самими группами, как что-то чудесное. Я даже не буду описывать свои ощущения, когда впервые держал свой первый диск, компакт диск второго альбома Da B.O.M.B., потому как для меня это было чем-то необыкновенным, это, кстати, на самом деле так. За прошедшие с этого момента пять лет изменилось многое. Главное, что проблемы выпуска по сути больше не существует, сегодня существует проблема выбора покупателя, но о ней позже. По большому счёту каждый, записавший альбом, может как минимум самостоятельно напечатать пятьсот дисков и раздать, а при удачном стечении обстоятельств даже продать свой труд. Можно сказать, что достижение ситуации, когда у групп не было бы проблем с выпуском, и было целью работы моего лейбла в последние годы, и именно понимание сложившейся ситуации привело к тому, что сегодня лейбл переориентируется на постоянную работу с рядом исполнителей. Я считаю, что дал «путёвку в жизнь» многим громким сегодня проектам, да и количество новых лейблов, которых мы поддержали и продолжаем поддерживать посредством нашей собственной дистрибуторской сети, примерно совпадает с их общим количеством:). Чтобы удостовериться в этом, достаточно перевернуть практически любой компакт-диск с хип-хопом и внимательно почитать выходную информацию. Но, возвращаясь к поднятой проблеме, дело в том, что сегодня даже нет смысла набирать новые проекты, показывая группам мизерные прибыли и объясняя затем, что это связано с перенасыщением рынка, слабыми продажами, отсутствием интереса у покупателей, ну и не забудем также мп3-пиратство . Если быть совсем уж честным, то, положа руку на сердце, сегодня я не хотел бы начинать заниматься рэпом – попасть молодым группам в обойму топ-проектов практически невозможно, порой даже с уникальным материалом. А полученный результат может отпугнуть новичков от дальнейшей, вполне может быть перспективной работы. В этом, кстати, разница сегодняшнего дня и прошедших лет: если вчера группа была рада держать в руках компакт диск, а деньги, пусть и небольшие, были вообще чем-то вроде праздника и всё это вкупе было сильнейшей мотивацией к дальнейшему творчеству, то сегодня вышеперечисленное вряд ли можно считать даже программой «минимум». Это, кстати, очень правильно. И вот тут-то мы и переходим к позиции Ассаи .


Уже, как мне кажется, ни для кого не секрет, что на данном этапе развития русского рэпа питерская группа Krec если и не лидер сегодняшнего хип-хопа (оставим пока пальму первенства за Лигой, Кастой и Серёгой ), но, несомненно, одна из самых высокооплачиваемых групп в этом сегменте музыкального бизнеса, ну и, несомненно, самая удачливая. Получив за последний альбом сумму, равную примерно одной хорошей иномарке (или трём подержанным – кому как больше нравится), группа Krec , по моим скромным предположениям, попала в тройку альбомов с наибольшими выплатами непосредственно самой группе. В этом неформальном списке первое место несомненно удерживает Серёга с суммой в районе ста тысяч за альбом, а на втором месте, я надеюсь, должна находится Каста . Разговоры о безумных гонорарах ДеЦла и Лиги считаю преждевременными, но они тоже значительны. Типа в пятёрке, и ниипёт:) Я не буду обсуждать сейчас творчество вышеуказанных персонажей, но лишь потому, что о нём речь и не идёт – мы говорим об обратной, денежной стороне процесса. Так вот, если отталкиваться от неё, получается абсолютно правильная позиция артиста: «Я делаю хорошую музыку, я пишу хорошие тексты, у меня получаются отличные альбомы, так почему я не могу диктовать условия?». После чего артист или группа приблизительно прикидывает ту сумму, в которую оценивает альбом, и идёт к дистрибутору. Боже, какая отличная позиция! Честно, я бы отдал многое только для того, чтобы в ней оказаться – просто интересно, как это. Только вот дело в том, что даже в мировой практике подобное практически невозможно. Как правило, на дистрибуциях сидят люди, называющие себя не иначе, как продюсеры (да, тоже, представляете). И они, как правило, видя данное предложение, смеются тебе в лицо. А если у тебя есть клип, истерические поклонницы и хорошая пресса, заявляют практически следующее: «Ты хороший парень, но! Но за эти деньги мы хотели бы все права на этот альбом, предыдущие, приоритетные на выкуп следующего и процент с концертов, потому как мы будем с тобой дальше работать». Если хорошенько подумать, это не такой уж и плохой вариант, если даже сам Лига вернулся-таки к Толмацкому-старшему примерно на таких же условиях. Но в случае с группой Krec всё произошло совершенно фантастически: их нашли люди, которым нравится их музыка. Люди, не имеющие никакого отношения к музыкальной дистрибуции в стране, но готовые идти на поводу у условий группы. Люди, готовые работать с дистрибуцией сами, выключив из дальнейшего процесса саму группу, получившую в итоге именно столько, сколько изначально они желали. Вы знаете, я бы хотел дожить до такого момента, чтобы в такие сказочные ситуации попадала не только, вне всякого сомнения, отличная группа Krec , но и многие другие достойные подобных сказок проекты. Но дело-то в том, что оставаться хозяевами самих себя, не вкладывая в сам процесс, иметь клипы и людей, готовых идти на твои условия, способны только единицы. Единицы из миллиона, исключения из правил. Вчера это был Серёга, удивительным образом разорвавший контракт с продюсером Антоном Прониным (который вложился в первые два клипа Серёги , «Кукла » и ещё какой-то), и сделавший через пол года «Чёрный Бумер ». Но этот хоть сам нашёл и заплатил 35 штук баксов за этот самый клип, а с клипами Крека можно лишь отметить чудесное везение и стечение обстоятельств. Не будем вдаваться в подробности – важнее всего конечный результат, а им на данный момент эта группа вполне законно может бравировать, ну а мы, без капли иронии, можем за ребят только радоваться. Вот тут, кстати, мы и подходим к самому главному. Описав сложившуюся полярность, логично возникает вопрос: кто посередине?


А посередине, особенно в нашем случае, оказываются все остальные. Тут и молодые группы с первым альбомом, уже читавшие на форумах о безумных тиражах и гонорарах, сошедшие от перспектив с ума и тут же заявляющие, что, мол «хотим тираж десять тысяч дисков – ведь раскупят же, мы уверены» или, того хуже, сразу запрашивающие безумную сумму. Тут и уже сложившиеся коллективы, обласканные привередливыми Интернет-критиками. Их уже раздирают противоречия уровня «на нашем лейбле мне дали вот столько, а вот как было бы классно, если бы «Вася Промоушн» дали бы больше – они же могут». Тут же и горе-лейблы, порой не знающие, как удержать или дисциплинировать артиста. Потому как надо держать марку и иметь список больших имён в своём ростере, а с ходом времени и «ростом» популярности суммы запросов «сложившихся звёзд» растут куда быстрее их прогнозируемых продаж и даже максимальных сумм, которые лейбл при величайших своих усилиях может получить с дистрибутора и добить, скажем, на концертах. Тут же и новые игроки, вносящие на рынок сумятицу. Года два назад подобным человеком был Сэт со своим карманным лейблом, Сэт , пишущий в сеть красивые новости, заставляющие людей верить в исключительность происходящего вокруг него. Сегодня таким человеком является MDU , причём по сравнению с Сэтом это – тяжёлая артиллерия. При всём моём к нему хорошем и дружеском отношении сегодня он чересчур агрессивен и отчаянно дерётся за имена, порой завышая реальные цены. Эта ситуация, кстати, напоминает этакий мини-Челси : никто же не думает, что все эти миллионные приобретения сделаны на доходы футбольного клуба, а не самого мистера Абрамовича . Впрочем, я очень рад, что МДУ делает сегодня – чем больше лейблов, тем лучше. Я, признаться, и сам с удовольствием продолжу вкидывать деньги с другого своего бизнеса в хип-хоп, тем более первый как раз этим летом преодолел порог самоокупаемости. Хотя, стоит отметить, подобное поведение меняет рынок не в лучшую сторону. К примеру, сегодня я отчётливо вижу превышающее спрос предложение. Я вижу завышенные цены за альбомы. Как бы так объяснить… как артист, я понимаю, почему за альбомы хотят много. Творчество вообще штука сложная, особенно своё – адекватно оценить его мало у кого получается. Вот и выходит, что на хлебном рынке стоит тысяча палаток, а в них продаётся хлеб по пятьсот рублей, хотя в магазине за углом он стоит десятку. В результате вся эта мешанина лишний раз доказывает зачаточное состояние рынка хип-хопа: мы уже слышали о деньгах, вожделеем их, а Петя из соседнего подъезда, как говаривают, даже их видел, но всё заканчивается распитием палёнки на скамеечке у подъезда с грёзами о будущем. Самое забавное, что все эти наши старания могут быть перечёркнуты в один прекрасный день очередным Толмацким , создавшим свой формат видения хип-хопа в нашей стране. А то и, о ужас, это уже произошло, только мы этого не заметили – это, кстати, хороший повод для следующего разговора.


Кстати, именно поэтому сложившаяся ситуация сподвигла меня делать сегодня из Рэп Рек замкнутую экосферу с устоявшимися контактами между людьми, определённой степенью доверия и дружбы. Потому как хочется в конце концов получать от этого удовольствие. И, наконец-то, деньги.

Данная статья была написана специально для журнала Time Out с целью ознакомить несознательных москвичей с эстетикой хип-хоп культуры и той формой, в которую она трансформировалась в нашей столице. В журнал, впрочем, статья вошла в очень нашинкованном виде. Не будем лукавить, и уточним, что от неё осталось лишь несколько предложений. Но сегодня у читателей рэп-стайла есть возможность прочитать статью целиком в авторском виде и взглянуть на себя со стороны глазами Дайма, СЕО Рэп Рек.

Москвичам давно пора привыкнуть к рэпперам, как к постоянному атрибуту мегаполиса. Отгремела славная пора "Рэп - это йо", закончилось и естественное её продолжение "ДеЦл - лох", всё встало на круги своя - никто не удивляется присутствию рэп-видео в эфирах музыкальных телеканалов, а факт открытия в прошлом году специализированного радио был воспринят окружающими, как нечто само собой разумеющееся. Людям же, увлекающимся классификацией окружающих, несомненно, будет интересен ряд моих наблюдений за культурой, которая развивается на моих глазах уже более десяти лет.
Обязательной и самой яркой составляющей бессметного полчища поклонников бита и речитатива, как, впрочем, и любой другой актуальной молодёжной музыки, является многоликая толпа школьников и студентов младших курсов, одетых по "последней американской моде". Если десять лет назад, как для девочек, так и для мальчиков это были безразмерные трубы и кооперативные балахоны с надписями ONYX и PUBLIC ENEMY, то сегодня МТВ предлагает нам новый формат стереотипа о "рэпере", как любит писать наша несведущая пресса (не исключая и журнал Time Out - прим. автора) это слово через одно "п". Итак, молодой человек носит синие бэгги джинс с желательно белыми кроссовками или песочными тимберлендами, безразмерную майку с яркими стальными кулонами поверх и бейсболку с прямым козырьком, одетую, желательно, на дураг (современное название банданы). Девушки предпочитают так называемый R&B-стайл, который, в условиях суровой российской действительности выглядит, как будто бы с участниц Destiny\"s Child скинули половину их возраста и одели в сомнительного качества шмотки с ясеневского рынка. Тут непременным атрибутом, скорее всего, будут являться вытащенные на бёдра для всеобщего обозрения резинки трусиков-танга - одним видом пупка девушки уже лет пять, как не удовлетворяются. Подобная яркая публика, вызывающая у бабушек у подъездов примерно те же эмоции, что и танго у их мам в середине прошлого века - самая активная прослойка слушателей хип-хопа. Они являются завсегдатаями любых тематических концертов рэп-музыки, достаточно часто проводимых в стольной, а те, у кого родители побогаче, и гламурных R&B-клубов. Как и в любой другой музыке, эта толпа, как правило, обладает высоким процентом текучки - сегодня они "в хип-хопе", завтра "гламурные аренбешники", а послезавтра, как правило, пора задумываться о сдаче экзаменов в институт, и тут уже не до музыки. Со знанием предмета тоже не всё в порядке - в почёте лишь те исполнители, о которых а) говорят на ТВ; б) говорят подруги/друзья; в) говорят, что те очень много ругаются матом; г) просто говорят.
Они, как правило, путают московские группы ЮГ и YG, а о перипетиях в заокеанском хип-хопе знают лишь, что "Фифтик опять на кого-то наехал".
Но это лишь верхушка айсберга. Те, кто желает знать о музыке больше, как правило, получают эти сведения достаточно легко. К их услугам есть пяток очень крепких русских сайтов и несколько специализированных точек с достаточно подкованными в предмете продавцами. А самые любознательные даже начинают сразу посещать американские сайты, что бы получать информацию из первых рук. На данном этапе даже разница между заокеанскими Young Gunz и Young Jeezy становится очевидной, не говоря уже о разнице между Респект Продакшн и Рэп Рекордз, крупнейшими отечественными производителями хип-хопа. Подобные персонажи обычно являются завсегдатаями хип-хоп форумов, где с упоением отстаивают свои вкусы, как единственно верные, ходят на андеграундные вечеринки, отличающиеся прежде всего отсутствием на них представителей первой категории описанных мною рэпперов и, как правило, сами занимаются эмсиингом либо диджеингом. Подобное поведение, также, как и их личное мнение и продукт их творчества, является простым желанием выделится из описанной нами выше толпы и доказать всему миру свою состоятельность, и обуславливается классическим юношеским максимализмом. Впрочем, один-два процента из этой категории действительно настолько творчески сильны, что регулярно сами переходят в разряд исполнителей, зачастую очень популярных, во многом благодаря своей активной сетевой деятельности. По секрету скажем, что в русском хип-хопе верно утверждение "кто владеет Интернетом, тот владеет рынком", что является следствием относительной нелюбви средствами массовой информации хип-хопа и обратного пренебрежения исполнителями оного в качестве своеобразного протеста.
И, наконец, мы подходим к самой главной категории слушателей хип-хоп музыки, пронёсших любовь к ней через года. Эти люди выглядят в толпе абсолютно идентично остальным - ну что вы в самом деле, даже если в ваши тридцать с хвостиком очень любите Eagles и их Hotel California, будете ездить на работу в майке с их логотипом? Такие люди, как правило, выделяют для себя одно направление в хип-хопе - кто-то с удовольствием следит за внезапными поворотами музыкального сопровождения в американском мейнстриме, кто-то довольствуется шаманством культовых андеграундщиков типа MF Doom\"a или Madlib\"а, а кто-то собирает все пластинки лейбла Jazz Fudge, адептов европейского хип-хопа. Действительно, по мере понимания разнообразия этой музыки очень тяжело следить за всем сразу, поэтому люди, как правило, седлают своего конька. Они также спорят о своих пристрастиях в сети и на приватных пати, но это уже больше похоже на литературные посиделки, нежели чем на шумные тематические мероприятия. И да, они один или два раза в год выбираются на что-то крупное и серьёзное - именно столько раз в год, и никогда, замечу, больше двух, московские устроители балуют все три описанные мною группы серьёзными мероприятиями. И именно на такие мероприятия стоит отдельно собирать страждущих увидеть настоящих поклонников хип-хопа от 15 до 40, во всём их многообразии.
Так что встретимся именно там. Слушайте хип-хоп!

Новое на сайте

>

Самое популярное